«Траектория роста» — одна из поддерживающих программ Университета Национальной технологической инициативы (Университет 20.35). Она нацелена на повышение проектного потенциала в образовательных организациях России, достижение технологического лидерства и налаживание контакта между экономическим и образовательным секторами.
Интенсив длится три месяца и включает несколько этапов и поддерживающих мероприятий. Так, еще в конце августа стартовали «Школа организаторов» и «Школа наставников» — обучающие мероприятия для представителей вуза, где давали основные рекомендации по проведению интенсива.
С сентября в университете был организован отбор обучающихся и разработка идей. Суммарно на старте к интенсиву присоединились 259 студентов, курсантов, магистрантов и адъюнктов, начавших работу в 55 проектах.
Первый этап интенсива, «Запуск проекта», был посвящен работе над идеей. Командам было необходимо придумать и проработать концепцию, изучить актуальность, проблемы и целевую аудиторию. Данный этап завершался поддерживающим мероприятием «Краш-тест», в рамках которого обучающиеся самостоятельно защищали проект перед двумя экспертами-трекерами, доказывая необходимость разработки своей идеи. По итогам «Краш-теста» среди проектов вуза был выделен лидер — проект «Настольные игры по ПБ», курируемый центром научно-исследовательской и редакционной деятельности.
Следующий этап интенсива получил название «Исследование и разработка». Командам предстояло переработать идею с учетом рекомендаций эксперта, провести исследование рынка, целевой аудитории и в итоге прийти к созданию прототипа. Прототипирование идей — самое сложное при работе над проектом. Прототипом, в зависимости от идеи, могут выступать чат-боты, приложения, страницы сайтов, видеопродукты, а также полноценные модели предметов или оборудования. Не всегда просто превратить мысль в осязаемый результат, но представителям многих проектов это удалось.
По окончании этапа «Исследование и разработка» команды ожидало второе поддерживающее мероприятие — «Труба экспертов». Здесь участники защищали свои проекты перед тремя экспертами в профессиональном сегменте, причем один из экспертов делал уклон исключительно на экономику проекта. Конечная цель любой разработки должна сводиться к ее применению на рынке, поэтому очень важно понимать, каких расходов может потребовать ее внедрение и как их компенсировать доходами.
Третий и завершающий этап проектно-образовательного интенсива — «Упаковка проекта». Он подразумевает доведение разработок до финального вида с учетом рекомендаций экспертов и подготовку к защите в рамках внутреннего финала. Внутренний финал — это обязательное мероприятие для вуза-организатора. Он проводится очно и является условием для получения сертификата об успешном участии в интенсиве как для команд, так и для наставников и организаторов.
В нашем университете финал проводился с 26 по 29 ноября. В течение трех дней перед тремя комиссиями из числа профессорско-преподавательского состава защищались команды, демонстрируя проделанную за три месяца работу. Комиссии оценивали наличие прототипа, понимание экономики проекта и его значимость для университета и МЧС России. Лучшие проекты по итогам внутреннего финала будут дополнительно представлены руководству университета.
Отдельное внимание хочется уделить филиалу университета — Дальневосточной пожарно-спасательной академии. В стенах академии были созданы и проработаны четыре проекта. Они посвящены различным темам и затрагивают как технические, так и социальные вопросы региона. Несмотря на разницу в часовых поясах, обучающиеся ДВПСА защищали свои разработки на поддерживающих мероприятиях до поздней ночи, подтверждая заинтересованность в работе и востребованность их проектов.
Немаловажным остается и взаимодействие вуза с отраслевыми партнерами. Так, в рамках интенсива проработаны восемь отраслевых проектов, которые имеют потенциального заказчика.
Такие проекты являются ключевым звеном работы в «Траектории роста», так как подтверждают необходимость разработки идей, а также способствуют получению грантовой поддержки. На сегодняшний день одним из условий получения грантовых субсидий является наличие потенциальных заказчиков, готовых поддержать проект.
Всем проектам, успешно завершившим участие в интенсиве, также предоставляется возможность подать заявку на участие в Демо-дне от Минобрнауки. Данное внешнее мероприятие нацелено на продвижение лучших проектов со всей России и позволяет командам заявить о себе.
Проведение проектно-образовательного интенсива «Траектория роста» стало хорошим инструментом для выявления инициатив обучающихся. Вуз готов поддерживать талантливую и стремящуюся к достижениям молодежь. Осенний интенсив почти завершен, но если у вас есть желание создать свою уникальную разработку — ждите новостей о весеннем интенсиве и присоединяйтесь к команде единомышленников.